?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

песня про корни

Вынашиваю эту песню уже несколько месяцев.
Здесь не будет ничего абсолютно нового. Всё это худо-бедно, криво-косо описано в школьном учебнике ботаники. Вот, решила собрать всё вместе усредненно-упрощенно, потому, что весна и рассада и черенкование, и цитрусы прививали три дня, и всё это истории про корни.
Так что, пусть будет песня.




1. Любое растение состоит из побега, который обычно (но не всегда) над поверхностью земли, и корня, который обычно (но не всегда) под землёй.
2. Корень обеспечивает побег водой и большинством минеральных веществ.
3. Связь между корнем и побегом осуществляется через проводящую систему. Вода с растворенными в них минеральными веществами проводится по «водопроводу», называемому словом ксилема (xylem), она движется от корня к побегу. Образованные в листьях органические вещества движутся по «сахаропроводу», называемому словом флоэма (phloem), к корню и к органам размножения, которые сами не могут обеспечить в достаточной мере органическими веществами. Для прочности стенки ксилемы пропитаны веществом, которое называется лигнин. Кроме того, ксилему с флоэмой укрепляют механические ткани, по ним ничего не движется, это просто арматура.
4. Проводящая система растения закладывается в зародыше. Зародыш состоит из зародышевого побега, переходящего в зародышевый корень. Зародышевый корень двудольного растения растёт-растёт, и становится со временем главным корнем.



5. У любого уважающего себя двудольного растения главный корень, появившийся ещё внутри семени как зародышевый корешок, остаётся навсегда. Проводящая система однолетнего двудольного растения состоит из отдельных пучков, образующих нечто, напоминающее на поперечном срезе хоровод. У многолетнего двудольного растения проводящая система из «хоровода» становится мощным кольцом, точнее – проводящим цилиндром, пронизывающим растение от кончика корня до верхушки.


На этой картинке слева нарисованы проводящие пучки в стебле однолетнего двудольного растения, проводящая система в нём напоминает хоровод. А справа это уже многолетнее растение с так называемым вторичным ростом, и проводящая система в нём напоминает по форме цилиндр. Тёмно-зелёным закрашен "водопровод" - ксилема, а фиолетовым - "сахаропровод" - флоэма.

6. По проводящему цилиндру вода с растворенными в ней минеральными солями идёт от корня к побегу по ксилеме, а органические вещества от листьев к тем органам, которые в органике нуждаются – в растущие побеги, в корни, к цветкам и плодам. (И этот пункт будет припевом моей песенки про корни)


На этой картинке рассматриваем только то, что под буквой А. Синим цветом нарисована флоэма - "сахаропровод"; розовым - ксилема - "водопровод".

7. На главном корне образуются боковые корни. Они собирают для главного корня воду с огромной площади.



8. Всасывающая часть каждого отдельного корешка очень невелика. Она покрыта поглощающими воду корневыми волосками и живет буквально сутки. Кончик корня растёт, всё время образуя прямо за собой эту самую всасывающую часть корня, которая, старея, становится просто «водопроводом».



9. Боковых корней тьма-тьмущая, и у каждого есть кончик, который непрерывно образует всасывающую часть корня, которая старея становится проводящей частью корня.
10. От боковых корней вода идёт в главный корень, где поступает в мощный центральный проводящий цилиндр, пронизывающий двудольное растение от кончика корня до верхушки и снабжающий побег водой и минеральными веществами (см выше слова припева).
11. Главный корень двудольного растения образуется только один раз в жизни – в зародыше. Если его обрезать, один из верхних боковых корней компенсирует эту потерю, станет большим и обрастёт своими боковыми корнями больше, чем соседи, но он не будет так, как главный корень, прямо и надёжно продолжаться в стебель и переходить в мощный центральный проводящий цилиндр, пронизывающий двудольное растение от кончика корня до верхушки верхушки и снабжающий его водой и минеральными веществами. Замещение главного корня двудольного растения и восстановление идеальной гармоничной во всех отношениях проводящей системы – длительный и сложный процесс, занимающий многие годы.
12. Прямо на стебле растений тоже могут образовываться корни, они называются придаточными. Они умеют обрастать боковыми корнями.


Картинка, кочующая из презентации в презентацию, ибо проста и понятна и уже снабжена подписями.

13. Проводящая система придаточного корня никогда не переходит вся целиком в центральный проводящий цилиндр, пронизывающий... (см. припев). Это просто мелкая локальная проводящая системка, встраивающаяся в центральный проводящий цилиндр, пронизывающий двудольное растение от кончика корня до верхушки (обратно см. припев).
14. Придаточных корней может быть достаточно много, чтобы справиться и без главного корня с его боковыми корнями. На это мы и рассчитываем, черенкуя растения.
15. Но придаточные корни многие годы должны развиваться, чтобы компенсировать мощную проводящую систему, состоящую из главного корня, образовавшегося ещё в зародыше, обросшего боковыми корнями. Поэтому двудольное растение, выращенное из черенка, будет всегда отставать в росте от двудольного растения, выращенного из семени: у него нет и не будет главного корня (… дальше весь этот припев про мощный проводящий цилиндр и воду с минеральными веществами). Однажды многочисленные придаточные корни закроют все дырки в снабжении центрального проводящего цилиндра двудольного растения, но на это нужно время, время и время.
16. С однодольными всё немного иначе.
17. У однодольных растений нет центрального проводящего цилиндра, пронизывающего всё растение от кончика корня до верхушки. У них есть много отдельных пучков, каждый из которых сам по себе проложен в стебле к своему листу, в котором идёт от основания к кончику этого листа параллельно другим таким же пучкам. Потому у однодольных жилкование параллельное, про что детям говорят в школе, не объясняя совершенно, с какого испуга однодольные обзавелись этим самым параллельным жилкованием.


Сравнение строения проводящей системы стебля однодольного (monocot) и двудольного (dicot) растения. Хоровод двудольного против разбросанных там-сям проводящих пучков однодольного.

18. Стебель однодольного в разрезе выглядит так. Никакого вам центрального проводящего цилиндра.



19. Когда однодольное растение – это ещё не большое растение, а зародыш внутри семени, у него есть главный корень. Но он используется только в младенческие деньки однодольного растения.
20. Потом у однодольного растения стремительно развиваются придаточные корни прямо от основания стебля.
21. Вот почему однодольные любят расти этакой кучкой-кочкой.


Слева - двудольный одуванчик с главным корнем. А справа - однодольное растение с кучей придаточных корней и без главного.

22. Многолетнее однодольное растение - что осоку, что лилейник, можно запросто делить, оно с удовольствием нарастит ещё сколько хотите придаточных корней, и они будут такие же славные, как и другие придаточные корни, и будут снабжать многочисленными идущими независимо и параллельно друг другу проводящими пучками побег.
23. Хотите, чтобы побег был сильным, славным, давал много плодов? Заботьтесь о его корне.
24. Если один корень томата нагрузить десятком побегов, на этих побегах много вкусных помидорок не вырастет, потому, что они все будут кормиться от одного единственного корня. Когда один корень кормит один побег, этому побегу очень хорошо, плодов на нем много и они большие. Это же относится и к огурцам, и к яблоням.
25. Здоров корень – снабжение побега отличное, просыпаются новые почки, мы видим крупное шикарное растение. Корень не работает, корень слабый, поврежденный – побег расти не будет. Если не просыпаются никакие почки, значит сдох корень. Сильный корень пнёт живую почку, и она тронется в рост (если, конечно, её не угнетает соседняя мощная почка).
26. Корень тоже нуждается в питании. Органические вещества идут в корень по флоэме от листьев. Если листья съела тля или паутинный клещик, корень от этого тоже страдает.
27. Вот проклюнулось семечко. Корешок ушел в грунт, на верхушке – семядоли. Всё это хозяйство живет за счет запасов, расположенных внутри семени в эндосперме и в семядолях. Запасов хватает ровно на то, чтобы проклюнуться и зацепиться. А потом верхушка вдруг останавливается в росте. И тогда к нам бегут садоводы чуть не плача – рассада замерла. Она не замерла, она корень выращивает. Все силы у растения уходят на корень. Будет хороший корень, пойдёт в рост побег.
28. А вот я отломила от растения черенок. Как бы сделать так, чтобы корни как щётка попёрли? Эх…
29. Способность черенка образовывать придаточные корни – таинственная тайна и загадочная загадка. Нет способа по косвенным признакам узнать, хорошо ли будет черенковаться растение. Только опыт – собственный и предыдущих поколений.
30. Розоводы черенкуют сотни сортов роз и выкладывают на своих сайтах списки сортов, хорошо черенкующихся и плохо черенкующихся.
31. То есть даже внутри одного вида есть сорта, которые образуют придаточные корни отлично, есть – которые кое-как, есть, которые совсем никак. Иногда помогает обработка среза гормонами. Иногда – не помогает.
32. Опыт, опыт и только опыт. Кто хорошо черенкуется – того размножают и выращивают все, кому не лень. Кто плохо – того только семенами размножают. Но помним при этом, что двудольное растение из черенка - это растение без главного корня, поэтому своему собрату из семени не конкурент на долгие годы.
33. На тему черенкования (мы теперь знаем, что на самом деле – это про способность растения образовывать придаточные корни) написаны тома. Докторские диссертации. Но в целом воз и ныне там. Что-то черенкуется на раз-два-три, что-то – хуже некуда. И никакой привязки. Ни к экотопу, ни к систематическому положению.

PS
Видели (у нас в основном - португальские) плодоносящие лимоны-каламондины на штамбах в цветочных магазинах? Знаете, как они за разумные деньги такие растения получают? Берется толстая палка-черенок с цитруса, который на раз-два-три даёт корни, на него прививается почка, и всё это хозяйство сразу вместе ставится на укоренение. Пошли корни - тронулась в рост почка.

Примерно так:



Так что все корни у такого растения - придаточные. Потому такой толстый стебель за такие небольшие деньги. Страшно подумать, сколько такой толщины растение из семени стоило бы.
Источники картинок
http://sbio.info/lections/rasteniya/koren_i_kornevye_sistemy
http://www.yourdictionary.com/cotyledon
https://anjungsainssmkss.wordpress.com/2012/02/
http://bio1520.biology.gatech.edu/growth-and-reproduction/plant-development-ii-primary-and-secondary-growth/
https://www.psb.ugent.be/vascular-development

Comments

( 15 comments — Leave a comment )
arhibelka
May. 4th, 2017 05:05 pm (UTC)
Я уже три раза раскопала тыквенное семечко, чтобы посмотреть, растет оно там или что. А оно, бедное, растет. :)))
plantarum
May. 4th, 2017 06:44 pm (UTC)
У него длиннющий корень вырастает. А снаружи вроде как ничего не пррисходит. Я однажды несколько тыкв рядом посеяла - только чтобы проросли, а когда надумала на постоянное место перенести их не расцепить было.
arhibelka
May. 4th, 2017 06:53 pm (UTC)
Эт я уже выяснила. :) В торфяном горшочке вылезли две штуки, пересадила с одними семядолями, но корень был огромный. Повезло, вроде живые.
karyatyda
May. 4th, 2017 06:33 pm (UTC)
Очень я эту тему в школе любила.)
plantarum
May. 4th, 2017 06:45 pm (UTC)
В школе бывали такие препараты - поперечные срезы стебля и корня - красивущие, покрашены так, что залюбуешься.

Edited at 2017-05-04 06:46 pm (UTC)
karyatyda
May. 4th, 2017 06:46 pm (UTC)
Вот не помню, были у нас или нет, много лет прошло все-таки. Но картинки в учебнике мне очень нравились.
voldemarych
May. 5th, 2017 04:24 am (UTC)
Что я из всего этого вынес. Если когда дойдёт до собственного сада, розы буду размножать прививкой :)
plantarum
May. 8th, 2017 06:34 am (UTC)
С розами как-то всё хитро. Наша Алла, которая прививает цитрусовые и ведает розарием в ботсаду розы размножает прививками.
nut_g
May. 5th, 2017 06:25 am (UTC)
Вот то, что надо про флоэму и ксилему! Мне для моих школьников.
plantarum
May. 8th, 2017 06:37 am (UTC)
Мне кажется, в шестом классе проходить анатомию растений рано. Нужно иметь очень хорошее пространственное воображение. И терминология русская очень путаная, весь этот луб, заболонь - сплошное лукоморье.
nut_g
May. 8th, 2017 06:45 am (UTC)
Так толком-то и не проходят. Я это пытают вбить на уровне: ситовидные трубки - сосуды - трахеиды, где и у каких растений, и все. А потом для тех, кто сдает ЕГЭ приходиться все это отдельно разбирать.
plantarum
May. 8th, 2017 07:00 am (UTC)
Знаешь, мне приходится все свои силы напрягать, чтобы осознавать, что там где у кого проходит. Если бы кто-то нашелся добрый и умный и снял хороший учебный фильм с 3D моделями. Не занудный и не запутанный. И если бы хорошие средства на этот фильм выделили. Чтобы и качество, и научный уровень.
nut_g
May. 8th, 2017 10:33 am (UTC)
Это мечта! Очень сложно найти приличные видеоматериалы. Вроде сейчас и средств полно, а все равно самыми правильными остаются старые советские еще.
mumrik_snussi
May. 5th, 2017 01:48 pm (UTC)
Всё не просто в этом мире. В корне дело!
plantarum
May. 8th, 2017 06:38 am (UTC)
Практически всегда - в нём.
( 15 comments — Leave a comment )

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner