?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

демиург

Он сидит посреди пустой сцены, и глаза его закрыты. Возможно, это единственный памятник с закрытыми глазами. Говорят, что если к нему придет такой же гений, как он, и стряхнет пыль с его ботинка, он откроет глаза.




У него на голове - рожки. Иные замечают, что видны эти рожки только в определенном ракурсе, говорят, что это - оптическая иллюзия, ветер играет седыми кудрями. Другие вспоминают "Моисея".

       

Скульптор Регимантас Мидвикис (Regimantas Midvikis) признается, что думал про «Моисея» Микеланжело, когда работал над памятником. Юозас Мильтинис, как Моисей, 40 лет вёл своих актеров к Земле Обетованной.

В 1940 году ему дают возможность организовать Драматический театр в Паневежисе.

15 марта 1941 года, 70 лет назад, в Драматическом театре Паневежиса был сыгран первый спектакль.

В 1954 году его выгоняют из театра по идеологическим соображениям и… возвращают через 5 лет обратно. Он руководит театром до 1980 года.

Мильтинис позволял себе выходки, которые в СССР были немыслимы. Когда его пригласили в театр Ермоловой поставить спектакль «Средняя американка» по пьесе А. Лауринчюкаса, он отказался разговаривать с актёрами по-русски. Только по-французски. Работали с переводчиком. Он был народным артистом СССР, был награждён орденом Ленина, и при этом не упоминался в советских СМИ за пределами Литвы.

Сценографами основных его спектаклей были архитекторы. Альгимантас Микенас (Algimantas Mikėnas) как сценограф работал над спектаклями «Эдип Царь», «Макбет», «Пляска Смерти» А.Стринберга, «Франк V: Опера частного банка» Ф. Дюрренматта. Он же построил новое здание для театра в 1967 году.

Так выглядел театр в 1975 году.


http://www.andreas-praefcke.de/carthalia/europe/lt_panevezys_teatras.htm

За ним была стоянка, и каждую среду мы оставляли на ней апельсиново-оранжевый «Москвич-408» и отправлялись по почти неизменному маршруту. Купить домой хлеба, заглянуть, что нового в книжном, чашечку кофе выпить, у пруда посидеть. Театр был закрыт на летние каникулы. Мы расходились с ним по времени жизненной активности в этом городе. Но именно летом мне посчастливилось купить биографическую книжку Томаса Сакалаускаса про Мильтиниса.

Эта фотография сделана после 2007 года. На ней уже есть памятник.


http://www.bernardinai.lt/file/02f9d8580f2592f3b9d2154c1b59bb89fa8d2e46_article.jpg

Юозас Мильтинис, всемирно известный режиссер. В советские годы это было одно из немногих имен режиссеров из СССР, известных в Европе. Соученик и близкий друг Жана Луи Барро и Жана Вилара.

Родился в семье сторожа железнодорожной станции. В семье было девять детей. Пятеро умерли в детстве.

Юозас хотел учиться. Жили очень бедно, мать продала корову, чтобы сына отправить в школу. Может, выучится, станет ксёндзом… Только принимать в прогимназию его поначалу не хотели из за возраста, ему уже было 15 лет. До того - не до учёбы было. Батрачил.

Школа была далеко, в дорогу мать давала Юозасу хворостину: «вдруг волк!». Когда разливалась речка, в школу было не дойти, и тогда ученик превращался в учителя, учил читать соседских детишек. В деревне, на гумне, Мильтинис ставил свои первые спектакли.

В 19 лет он едет в Каунас в гимназию иезуитов, на полное содержание монастыря. А через три года поступает в театральную студию. Ещё через три года едет учиться в Париж.

Мильтинис учится в театре "Ателье" у Шарля Дюллена. Играет в «Театре на бульваре Капуцинов». Снимается в кино. Слушает лекции по эстетике и философии в Сорбонне. Живет у Жана Барро, на Чердаке Августинов.

«В нашем с Барро жилище на старинном романтическом третьем этаже (...) по средам собирался авангард парижской молодежи. Здесь читал свои резко антибуржуазные стихи Луи Арагон; часто заходили (...) Жак Превер, Робер Деснос, Поль Элюар. (...) Заворачивали писатели Андре Бретон, Андре Мальро. Наведывался Пабло Пикассо. (...) Мы искали своё место в жизни и в искусстве.»

       

Мильтинис сначала создал свой театр в своем воображении - детально, с репертуаром и мельчайшими подробностями жизни сцены и зала. Приехав в Паневежис, точнейшим образом свою мечту исполнил.

Одно из кредо Мильтиниса очень близко мне лично. По его убеждению, публика не должна аплодировать после драматического спектакля, актеры не должны выходить на публику кланяться, вручение цветов на сцене недопустимо - все это он отменил в своем театре. Цветы вручают за кулисами. Аплодисменты, цветы и улыбки Макбета и Леди Макбет в финале разрушают весь спектакль.

Мне очень близка эта идея, хотя я с детства люблю тот момент, когда в конце спектакля все герои - и Гамлет, и Король, и Розенкранц с Гильденстерном и Офелия с Полонием, дружно взявшись за руки, выходят вперед, и все улыбаются и долго раскланиваются, и, наконец, все хорошо так закончилось, они все помирились, и вот Гамлету подарили два букета, а Королю ни одного, и Принц один свой букет тут же отдаёт Королю .

Более того, Мильтинис считал, что артисты не должны участвовать в публичной жизни, У них должны быть свои столовые, парикмахерские, пошивочные мастерские, они не должны встречаться со зрителями в обыденной жизни нигде.


       

«…поставим эту пьесу как трагедию… Какие трагичные люди обитают в этом городе!..Эти люди завидуют друг другу, ненавидят друг друга и – когда над ними нависает общая опасность,.. помогают друг другу… нужно идти вглубь человека, в центр его жизни, а не обращать всё в сатиру.» [о «Ревизоре» Гоголя]

«Начисто отметаю в искусстве развлекательное начало, несущее зрителям отдых и успокаивающее их нервы.»

«...игра - лишь первое условие. От неё следует перейти к философии. Из этих слов надо создать структуру некоего фантома, который подобен зонду, апарату для проверки жизни.»

«Режиссёрское кресло не предназначено для зрителя - оно никоим образом, ни при каких обстоятельствах не может быть предоставлено ни министру, ни матери, ни оказывающему материальную поддержку (меценату), ни самому дорогому гостю или родственнику. В нём сидит сам режиссёр, либо оно остаётся свободным, даже если бы вокруг была страшнейшая давка.»

«Я устроен как аппарат любопытства…»

Мильтинис выращивал кактусы и пряные травы (на территории старого театра был огород, Мильтинис осматривал его в обеденный перерыв), рисовал абстрактные акварели на пленере, великолепно готовил. В его доме всегда жил шотландский терьер, непременно по кличке Ариель. Раз в неделю брал уроки игры на скрипке. В красильне, в старом халате с завязками на спине, сам красил ткани для театральных костюмов.

Когда архитектор А.Микенас показывал Мильтинису проекты надгробного памятника актёру В.Деркинтису, Мильтинис отложил один и сказал: «Этот никому не отдавай. Этот – мне».



Десять лет назад Виктор Шендерович с киногруппой снимал фильм к юбилею распада СССР о том, как живут бывшие республики. Были они и в Литве, в Паневежисе у Баниониса. Вот, что рассказывает Шендерович об этой встрече:

«…мы разговариваем с Банионисом, и я задаю вопрос: «Как в провинциальном Паневежисе вдруг возник знаковый для новой культуры театр?» И выясняется, что Мильтинис, режиссер и основатель этого театра, приехал из Парижа, где учился у Жана-Луи Барро [тут Шендерович ошибается, Мильтинис учился не у Барро, а вместе с Барро]. Вот тебе и провинция. Как в анекдоте: «Где шили костюмчик?» - «В Париже». - «А далеко это от Бердичева?» - «Семьсот километров». - «Надо же, какая глушь, а как шьют!..» Так и тут.»

Источники знаний и фотографий (первая сделана мной в сентябре 2009 года).
Т.Сакалаускас. «Монологи. Жизнь Мильтиниса». Вильнюс, 1987.
http://www.sekunde.lt/content.php?p=read&tid=20802
http://www.kamane.lt/lt/pristato_kamane/mikenas/mikeno_tekstai/tekstas2/kamanes_dokumentas_printable
http://test.svs.lt/?Nemunas;Number(190);Article(4544);
http://www.alytausnaujienos.lt/alytausnaujienos/paskutinionumeriostraipsniai/?nid=5923
http://teatras.mch.mii.lt/Renginiai/renginiai_Miltinis.htm
http://test.svs.lt/?Nemunas;Number(240);Article(5864);
http://www.menufaktura.lt/print/print.php?m=1052&s=57081
Сайт театра (увы, только литовская версия, ни английская, ни русская у меня не загрузились.)
http://miltinio-teatras.lt/

Comments

( 4 comments — Leave a comment )
asafich
Apr. 1st, 2011 01:04 am (UTC)
Чудесный пост! И памятник замечательный.
plantarum
Apr. 3rd, 2011 02:10 pm (UTC)
Спасибо.
Значимый для меня сюжет.
(Deleted comment)
plantarum
Apr. 3rd, 2011 02:12 pm (UTC)
Не видела. Поищу. Не думаю, чтобы Гайдай использовал чью то идею. Просто может схожие мысли вызвала пьеса.
m_bobrovskaya
May. 22nd, 2014 11:31 am (UTC)
Рожки у памятника за характер)
( 4 comments — Leave a comment )

Latest Month

November 2019
S M T W T F S
     12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by Lilia Ahner